Владимир Недбай, к.п.н., доцент КГПУ им. В.П. Астафьева:

"Классическая музыка под итальянским соусом…
Размышления после концерта
Кажется, современный мир не оставляет места классической музыке. Она никак не укладывается в наш современный быт, который характеризуется огромной скоростью распространения информации, а вместе с ней общего знания в виде текстов различной кодировки, в том числе и музыкальной. И это знание распространяется, к сожалению, как готовый к потреблению продукт, не требующий специальной подготовки индивидуума или какой-то особой эрудиции. И в этой цепочке распространения основная роль отводится СМИ, которые производят необходимый отбор и переработку данных, вовлекают всех, без исключения, в процесс быстрого, бездумного, неразборчивого потребления.
Беспокоит «всеядность» современного потребителя, который довольствуется низкопробной продукцией попиндустрии, призванной быть малобюджетной и быстро продаваемой. Сомнительного рода шоу, созданные в угоду «среднестатистического зрителя», заполонили эфир. Истинных гурманов, ценителей высоко искусства в области музыки, кино или телевидения, становится всё меньше и меньше.
С какой легкостью мы констатируем, что не любим классическую музыку. Но чтобы полюбить музыку, надо её слушать. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…». Эти слова крупнейшего композитора современности Д.Д. Шостаковича говорят о необходимости воспитания в человеке любви к музыке, умения воспринимать её.
Мне посчастливилось побывать на всех фестивальных концертах музыкального проекта «Сибирь-Европа». Каждый вечер был по-своему уникален. Но больше всего мне запомнились встречи с итальянскими мастерами Дэвидом Беллуджи и Ивано Баттистоном. Вечер начался с открытия «Ящика Пандоры» - источника всяких бедствий, который, как пояснила ведущая концерта, любопытная Пандора – жена брата Прометея Эпиметея, несмотря на запрет, в своё время открыла, и все бедствия человечества распространились по земле.
Тишина… На сцену с трудом, неся на плече тяжелый ящик (видимо Пандоры), поднимается мужчина. Его ноша тяжела, он оступается, но продолжает свой путь. Водрузив ящик на сцену, мужчина не сразу решается его открыть. Все в ожидании того, что произойдет дальше. И вот из ящика появляется… аккордеон и первые звуки. Но, кажется, что музыкант просто пробует инструмент. Ловишь каждый звук, пытаешься услышать тему. И не знаешь, как и реагировать. Что это: шутка или розыгрыш? И может, кто-то из чопорных завсегдатаев классических концертов зашептал: «Кошмар! Что он делает?!». И тут на помощь приходит ведущая концерта (кажется, и она не ожидала такого начала) и представляет нам исполнителя Ивано Баттистона – музыканта, композитора, профессора по классу аккордеона консерватории Л. Керубини во Флоренции.
Такое необычное начало задало тон всему концерту. Весь вечер был пропитан тонким ароматом итальянского соуса – юмором, непринужденностью, легкой импровизацией музыкантов.
Во втором отделение концерта нас тоже ожидал сюрприз – мировая премьера «ББ шоу» /И. Баттистон, 1959/. На сцене дуэт – Дэвид Беллуджи (флейта) и Ивано Баттистон (аккордеон). Блестящее исполнение, выразительность, эмоциональность. Искренность и непосредственность. Удивляет Дэвид Беллуджи не только феноменальной виртуозностью исполнения, но и искусством перевоплощения. Поворот головы и перед нами капризная дама. Зритель в восторге. После концерта мне пришлось быть невольным свидетелем разговора мамы с сыном. Маленький мальчик взволнованно воскликнул: «Здорово!!!» и на вопрос мамы: «Ну, как, ты пойдешь в следующий раз на концерт классической музыки?», не колеблясь, по-детски непосредственно ответил: «Ну, конечно!!!». Сколько сил прилагает школьный учитель музыки, чтобы увлечь ребенка классикой. А здесь потребовалось несколько часов. А ведь это непросто удержать внимание маленького непоседливого слушателя.
Напрасно я не взял с собой своего семилетнего сына, помня предыдущий «печальный» опыт. Как бы мне хотелось услышать такой ответ от моего ребенка. И я не сомневаюсь, что он бы наверняка последовал.
Необычная для завсегдатая классических концертов подача материала, постоянный разговор со зрителем, виртуозность, внешняя легкость исполнения подкупают и влюбляют в себя.
Если маленький зритель спрашивает, когда будет следующий концерт, то уже поэтому фестиваль удался. И за это спасибо организаторам и партнерам фестиваля. Спасибо за уникальную возможность никуда не спешить, остановиться, задуматься и поразмышлять над музыкой. Учиться слушать музыку всегда актуально."


Назад
Сайт создан в системе uCoz